Фичур l Препродакшн
БЛОГ
Хроники полного метра
Задача
Подготовка к съемкам
Бюджет
Информация засекречена
Сроки
Неограниченные
Синдром, говорите? Разве что перфекциониста!
Привет-привет! Давно не виделись, да? Надеюсь, у вас все хорошо, а январский стол все еще ломится от вкусностей.

Здесь же я попробую насытить вас подробной информацией о самой бескомпромиссной части производства кино - препродакшн (для вас sir pre-production), основываясь на собственном опыте работы над полнометражной картиной Синдром, которая увидит свет (шучу, это не так работает, это вы видите свет, по сути... ладно, потом расскажу) уже 17 февраля этого года. Трейлер же вы можете посмотреть уже сейчас перед сеансами в кино или вот здесь.
«If you would ask me what my ideal process is, I would say, long pre-production, long production and long post-production»

- Park Chan-wook
Почему я решил начать статью с цитаты многоуважаемого Park Chan-wook, режиссера насыщенного сложной постановкой и битами (в смысле игровых событий, а не то, о чем вы подумали (хотя и этими тоже)) Oldboy? Все потому, что этот человек не понаслышке знает о целительной силе вдумчивого этапа подготовки к съемкам, от чего его картины всегда максимально сбитые, выдержанные. Давайте прислушаемся к его мнению и разберем pre-production от начала и до конца, стараясь не упускать все биты (ха-ха) производства.
Поиск локаций.

Этот топик я уже разобрал в одной из своих предыдущих статей, но если вкратце, то это один из самых важных процессов подготовки к съемкам, включающий в себя отбор локаций по фотографиям, первичный осмотр локаций с режиссером на предмет атмосферности и общей схожести с референсами по размерам, цвету, доступному освещению, расположению и удобству парковки, а затем и технический скаут, во время которого режиссер, оператор-постановщик, гаффер и электрик прорабатывают потенциальные схемы освещения и блокинга, а художники планирую масштаб работы и накидывают первые идеи о реквизите.
Раскадровка.

Если простыми словами, то это уморительно ужасно нарисованные режиссером или оператором-постановщиком будущие кадры, которые рассуждают о происходящем в сцене, крупности планов, динамике, движении камеры, последовательности событий и ракурсах.

Основывается раскадровка на шот-листах, составленных самим режиссером и прошедшими ревизию оператором-постановщиком. Шот-листы - это картинки из фильма в виде текста (иногда не очень четкого), где указывается описание события, крупность, ракурс и описание динамики.

Это волнительное событие, возможно, лучше всего раскрывает чистоту ментальной связи между режиссером и оператором-постановщиком в том смысле, что если один не понимает каракули второго, то дальнейшая их совместная работа сильно усложняется, так что предлагаю рассматривать этот этап как терапевтическое упражнение между двумя супругами картины. Если вы справились, то остальные члены семьи прекрасно поймут ход ваших мыслей.

Чем еще хороша раскадровка даже в черновом ее виде? По сути таким способом можно собрать уже готовое произведение в абсолютной статике и монохромности, но хорошо показывающее взаимодействие кадров между собой, что и является основной задачей монтажа на этапе post-production. Вы, получается, уже сняли кино? Нарисовали кино, получается.
Кастинг

Россия, наши дни. Страна шокирована чередой заражений новым опаснейшим вирусом. По слухам, кастинг пришлось проводить в режиме онлайн, а это, возможно, самое неэффективное развитие событий как для режиссера, так и для актера, пробующегося на роль.

Понимаете, кастинг - это чаще всего очень физически насыщенное событие. Режиссер подсказывает актеру некую уникальную семантику своего языка тела, а тот в свою очередь отвечает на каком-то своем акценте, наречии. Здесь же и принимается критическое решение. Понял ли режиссер актера, узнал в нем героя, поверил ли?

А теперь представьте, что вы пытаетесь различными фибрами вашей пластичности показать что-то человеку напротив вас, а он едва ли улавливает эти вибрации за стеной низкого количества пикселей веб-камеры? Про звук и говорить не приходится.

Несмотря на все сложности, кастинги проходят по расписанию, а режиссер Вячеслав Руденко с первого взгляда влюбляется в Илью Коробко (Егор), а потом и в Дарью Мельникову (Карина). Конечно, с актерами такого масштаба даже сомневаться не приходится, что и на съемочной площадке мы все будем верить их амплуа.
Как же я ЛЮБЛЮ НАШУ КОМАНДУ ❤❤, вот они слева направо: Даша, Вова, Илья, Слава Люблю вас❤❤❤
Костюм.

Художник по костюму - это не только человек, который по доброте душевной предложит вам залатать дырку куртки, которую вы получили во время установки оборудования, но и максимально эффективно соберет для вас гардероб на основе мудборда, составив удобную смету. Берегите этого человека, ведь нет ничего хуже, чем шапка не того цвета. Спросите колориста.

Хотя действие нашей картины и происходит в наши дни, общая атмосфера и гардероб намекают на суровую и холодную эпоху 90-х годов с их угловатыми автомобилями, дутыми куртками и шелестящими штанами. Интересно, но Россия вполне может быть самой подходящей для поиска одежды и реквизита в подобном стиле. Огромное количество магазинов винтажной одежды, развалы и рынки, онлайн площадки по обмену вещами - это просто кладезь аутентичного денима и олимпиек.

Конечно, помогает цикличность моды. Съемки нашего фильма попали под первый виток возвращения моды эпохи кассетных плееров и жвачки, поэтому даже современные ритейлеры было насыщенны джинсами и топами. Помогает и вражденная любовь нашего режиссера к лихим девяностым. Этот человек самоотверженно бросился на поиски лучших костюмов на основе его же мудборда:
Команда.

Возможно, самый интимный этап подготовки.

Процесс создания фильма - это процесс коллективный. Даже самые авторитарные студии и режиссеры не могут обойтись без слаженно работающей команды. Вспомните примеры высокобюджетных картин, которые из-за внутриусобных войн были обречены на пересъемки, досъемки, сокращение хронометража, замену режиссера и в последствии концепции картины. Все это - потенциальные последствия неудачного выбора исполнителей. Конечно, если великое множество факторов, которые могут повлиять на неудачу финального продукта, но чем более здоровая на площадке атмосфера, тем выше шанс того, что эти факторы могут быть просто ликвидированы уже на этапе зарождения.

На этом этапе подключаются все главы департаментов: продюсер, режиссер, второй режиссер, оператор-постановщик, гаффер, key grip и др. Обычно у этих людей уже есть собранная команда, с которой они работали еще со времен сериалов про сломанные уличные осветительные приборы, но если уж и случилось так, что команду нужно набирать с нуля, всегда стоит обращать внимание не только на количество опыта за спиной, но и на развитую эмпатию, доброжелательность и здоровый перфекционизм. Вы же не хотите, чтобы каждое утро следующего месяца вас встречали с недовольным лицом, а любой конфликт (а они могут быть) заканчивался недосказанностью и тайной обидой?
Читка.

Помните те душещипательные кадры актеров из Игры Престолов, сидящих за огромным овальным столом и читающих вслух свои партии концовки этой эпической саги? Слезы, теплая грусть, прощальные взгляды главного каста, осознание происходящего. Завораживает.

А теперь представьте, что есть технический вариант подобного действа. В нем вам и всем основным участникам съемочного процесса предстоит пройтись по сценарию от начала до конца, пытаясь сосредоточиться на убаюкивающем голосе второго режиссера, пока тот медленно и вдумчиво переходит от одной сцены к другой, попутно задавая вопросы по технике и организации.

Именно на читке ты начинаешь понимать, что две головы лучше одной, потому что каждый участник задает максимальное количество вопросов касательно своей специальности. А как здесь светить, а можно ли там дымить, а где ставить трейлеры, нужно ли тут перекрытие дороги, а там генератор? Отличный способ прокачать критическое мышление.
Прешут.

Поздравляю! Настало время выбора подходящей оптики, настало время выбора подходящей камеры, настало время сравнений, терзаний и первых красивых (или некрасивых, что тоже важно на этом этапе) кадров, которые вы с нетерпением будете рассылать участникам съемки, хвастаясь потрясающими световыми и цветовыми решениями. Так, это только у меня так? Ладно, вы, будучи зрелым и серьезным профессионалом, не будете распространять еще довольно сырой материал, а просто учтете все нюансы, с которыми столкнулись во время прешута и тестов оптики с камерами.

Почему я включаю прешут и технические тесты в один блок? Все потому, что позже для каждого отдельного этапа подготовки к съемкам выйдет по статье, где уже более подробно будут описаны шаги, а текст будет ломиться от советов. Следите за обновлениями, подписывайтесь на канал, кликайте на колокольчик, вот это вот все.

Что же такое прешут и с чем его едят? Прешут - это первые осознанные кадры вашего произведения в движении. Здесь вы начинаете прорабатывать перемещения актеров в кадре, движения камеры, блокинг. Выберите самые сложные в исполнении сцены и попробуйте воплотить их в жизнь в максимально близкой по формату локации. Конечно, не забывайте и про раскадровку с шот-листом, которые помогут вам не запутаться в динамике и техническом исполнении сцены. Прешут может быть реализован как с помощью профессиональной техники, которую вы собираетесь использовать уже непосредственно на съемках, так и с помощью вашего любимого мобильного телефона. Главное - найти все подводные камни сцены в процессе разведения актеров по точкам, прикинуть возможность реализации всех ракурсов, установленных в раскадровке, получить комментарии от самих актеров насчет физики сцены и просто прочувствовать, так сказать, связь между всеми участниками. Не забывайте, что комфорт - это важная часть эффективного и стабильного съемочного процесса.
Еще много всего.

К сожалению или счастью, это еще далеко не конец истории о pre-production. В будущих статьях я подробнее разберу каждый этап, будет больше визуальных материалов, а также комментарии от режиссера нашей картины. Да, господа, подкаст возвращается да еще и с каким триумфом! Ответы на извечные вопросы, интересные ситуации на площадке, нюансы работы с командой с точки зрения капитана кинематографического "корабля" - все это будет ждать вас на на цифровых волнах будущих выпусков подкаста.

Stay safe.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website